Четверг, 25.04.2024, 11:31
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт новостей и многого другого самого интересного в мире

Главная » 2011 » Январь » 20 » Крещение Господне
18:18
Крещение Господне
Православные верующие отмечают сегодня праздник Богоявления, или Крещения Господня
 

Праздничный период зимних православных торжеств, именуемый в народе Святками, завершается Праздником Богоявления, или Крещения Господня. Христос - свет, просвещающий бывших во тьме, Крещение же Господне есть начало явления Божественного света в мире. Об этом говорят и древние названия праздника: Просвещение, праздник Светов, и древние церковные песнопения: «Явился еси днесь (сегодня) вселенней, и свет Твой, Господи»

Сегодня Русская православная церковь (РПЦ) и ряд других Церквей, придерживающихся юлианского календаря, отмечают праздник Крещения, или Богоявления Господня. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавит сегодня Божественную литургию и чин Великого освящения воды в московском кафедральном Богоявленском соборе в Елохове, сообщает портал "Патриархия.ru".
Накануне - в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), Патриарх Кирилл, по информации портала, совершил вечерню с чтением тринадцати паримий, Божественную литургию святителя Василия Великого и Великое освящение воды в Вознесенском кафедральном соборе Алма-Аты, где предстоятель РПЦ находился с визитом.
Праздник Богоявления установлен в память описанного в Евангелиях Крещения Иисуса Христа Иоанном Крестителем в реке Иордан (Еванг. от Матфея, глава 3, стихи 13-17, Еванг. от Марка, глава 1, стихи 9-11, Еванг. от Луки, глава 3, стихи 21-22).
Праздник получил название Богоявление (греч. Эпифания, Теофания), поскольку во время Крещения Иисуса Христа произошло особое явление всех трех лиц Божества: Бог Отец с небес свидетельствовал о крещаемом Сыне и Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса, подтверждая таким образом Слово Отца.
Согласно христианскому вероучению, именно после Крещения Иисус начал просвещать людей, озаряя их светом истины. Кроме того, в Крещении Христовом человечество приобщилось Его Божественной благодати, получив в этом таинстве очищение живой водой, приводящее в жизнь вечную. Поэтому принятие таинства Крещения является обязательным условием принадлежности верующих к Церкви (Еванг. от Иоанна, глава 3, стих 5).
В древности существовал обычай совершать в праздник Богоявления крещение оглашенных (или "оглашаемых христианским учением", т. е. готовящихся принять таинство Крещения), поэтому праздник называли также Святым днем светов, или праздником Просвещения.
В церковный календарь праздник Богоявления вошел в середине II в. и сначала отмечался вместе с Рождеством Христовым (Армянская апостольская церковь до сих пор придерживается этой традиции). В IV веке празднование Рождества было перенесено на 25 декабря, а за праздником Богоявления сохранилась прежняя дата - 6 января.
В традиции Восточной Церкви общее празднование Богоявления продолжается 12 дней (2-14 января). Ближайший перед праздником воскресный день называется Неделей перед Просвещением. В навечерие праздника совершается особое богослужение - царские часы и соблюдается строгий пост - крещенский сочельник. В первый день праздника прославляется само событие Богоявления - Крещение Иисуса и явление трех лиц Божества. Второй день праздника (7 января) посвящается воспоминанию и прославлению Иоанна Крестителя как совершившего таинство Крещения Господня (Еванг. от Матфея, глава 3, стихи 14-15) - поэтому он получил название Собор Иоанна Предтечи.
Характерным элементом праздника является обряд водоосвящения - "великого освящения воды на Иордане", который в сельской местности обычно совершается в естественных водоемах, а в городских условиях - в храмах. Эта традиция сложилась еще в первые века христианства. Вода, освященная в праздник Богоявления, считается святыней (греч. агиасма): ее хранят на протяжении всего года, окропляют ей различные предметы, принимают в случае болезни и дают пить тем, кто по каким-либо причинам не может быть допущен к таинству Евхаристии.
У западных христиан, которые отмечают этот праздник 6 января по новому стилю, в значении праздника Богоявления на первый план выступает воспоминание о явлении звезды восточным волхвам (или царям) после рождения Христа как о первом откровении о приходе Мессии, данном язычникам. Поэтому праздник Богоявления получил также название Festum magorum (Праздник волхвов) или Festum regum (Праздник царей) и связывается с поклонением младенцу Иисусу трех волхвов (трех царей) - Каспара, Мельхиора и Валтасара, а День Крещения Господня (Baptisma Christi) отмечается в первое воскресенье после праздника Богоявления и завершает рождественский цикл. По западной традиции в день Богоявления совершается не только освящение воды, но также ладана и мела, которым верующие пишут у входа в свои дома начальные буквы имен волхвов: "К+М+В".
У большинства народов Европы дата празднования Богоявления совпадала с окончанием языческого праздника зимнего солнцестояния, связанного с культом природы (сатурналий у романских народов, святок у славянских). Поэтому многие дохристианские (святочные) обычаи - народные игрища, гадания и т.д. сохранились и до сих пор в бытовой обрядности праздника.

Освящение воды
Ежегодно в Крещение и накануне праздника (в сочельник) у православных храмов в России, на Украине, в Белоруссии выстраиваются очереди за крещенской святой водой. Прихожане хранят ее в течение всего года, пьют понемногу - для телесного и духовного оздоровления. Причем делать это советуют утром, натощак. Крещенской водой также окропляют дома, чтобы призвать благодать Божию.
Как пояснил РИА "Новости" заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП) иеромонах Филипп (Рябых), стремиться в эти дни следует прежде всего не к тому, чтобы взять воду, а к тому, чтобы присутствовать на богослужении, на молебне во время освящения. "Потому что Господь дает благодать для исцеления святой водой недугов, изгнания бесов - именно по молитве. Благодать и целебная сила крещенской воды - это ответ на наши молитвы, наше религиозное чувство", - сказал представитель ОВЦС МП.
По его словам, не обязательно стоять в очереди за святой водой в Крещенский сочельник или в Крещение. Можно помолиться на богослужении и уйти домой, а за крещенской водой прийти на следующий день. Вода в храмах раздается еще в течение нескольких дней после Крещения, и бояться, что ее не хватит, не стоит: в каждом храме освящается достаточный объем, не говоря уже о прорубях (Иорданях) на водоемах.
Есть определенные основания и для народных поверий, по которым любая вода в Крещение считается святой: во время освящения говорится, что освящается вод "естество", то есть сама водная стихия.

Погружение
Благочестивая, по словам иеромонаха Филиппа, традиция купания на Крещение существует во всех христианских странах, в том числе установилась с принятием христианства и на Руси. Верующих не останавливали (и не останавливают) даже суровые морозы.
В Крещенский сочельник из многих храмов священники и прихожане отправляются на водоем, где заранее прорубается лед, обычно в форме креста. Прорубь называется Иорданью - в память о реке Иордан, в водах которой крестил Иисуса Христа Иоанн Предтеча.
После того, как священник совершит чин освящения воды (с чтением соответствующих молитв и троекратным погружением креста), желающие троекратно погружаются в воду с головой. При этом каждый крестится и произносит: "Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!" Считается, что купание на Крещение также способствует исцелению от различных недугов.
Смысл этой благочестивой традиции омовения в дни Крещения - свидетельство готовности последовать за Христом, который вошел в воды Иордана.
"При этом здесь нет никакой обязанности окунаться в купель. Причастие в этот праздник - это лучшее проявление любви к Богу", - подчеркнул иеромонах Филипп.
Кроме того, он предостерег от погружения в ледяную воду без твердой веры и молитвы.

 

Праздник 19 января - Крещение Господне (Богоявление)

 


Крещение - один из главных христианских праздников. Праздником Крещения заканчиваются Рождественские святки, продолжающиеся с 7 по 19 января. Праздник начинается вечером 18 января когда все православные отмечают Крещенский Сочельник.
Праздник Крещение отмечается каждый год 6 января у католиков и 19 января у православных верующих, согласно официальному современному календарю. Праздник этот связан с крещением Иисуса Христа в реке Иордан. Во времена его земной жизни, крестили только взрослых людей, которые полностью прочувствовали веру в единого Бога и осознали в себе эту, по тем временам новую, религию, ведь тогда христиане преследовались, единобожие отвергалось. Поэтому и не удивительно, что Иисус Христос принял крещение в возрасте 30 лет.
В церквях в этот день освящают воду. Раньше её брали из ближайшей реки или озера, просверливая во льду лунку в форме большого креста. Батюшка молился над водой, опускал в прорубь церковный крест, прихожане ближайшей церкви пели псалмы. После всех этих действ вода в реке считалась крещённой. Её набирали в различные сосуды и несли домой. Верили, что такая вода лечит от различных недугов, придаёт бодрость и здоровье, поэтому был распространён обычай окунаться в проруби. В настоящее время воду практически не берут из рек и озер – экология не та. Её сразу разливают после богослужения около церкви. Согласитесь — это очень практично. Обычай окунаться в прорубь сохранился и до нашего времени. Но чаще чудеса выносливости показывают зрителям „моржи". Остальные топчутся на берегу, и, округлив глаза, смотрят на дивных людей в плавках да на снегу.
Вода помимо охлаждения бренных тел также использовалась в активной борьбе против разной нечистой силы, которая целым армиями „осаждала" дома бедных белорусов. Чтобы выгнать из углов эту самую домовую нечисть, окропляли все комнаты, двор и хозяйственные здания крещеной водой. После таких ритуалов каждый человек старался вдоволь напиться святой водой, чтобы быть весь год здоровым, счастливым, а значит беспечным и весёлым. По крайней мере, выпивая эту воду, многие об этом мечтали и надеялись только на лучшее.
У католиков Крещение совпадает с праздником Трёх королей – трёх мудрецов, которые первыми донесли до всего мира весть о рождении Христа. На этот праздник каждый католик приносит из костела домой «пасвенчаны» мел и пишет на дверях дома три буквы: «K, M и Б», согласно именам Трех королей – Каспеля, Мельхона и Бальтозара, соответственно. Верят, что эти буквы отгоняют злые силы и злые помыслы от дома и от благополучия семьи, живущей в нём. Мел же хранится весь год, как и вода у православных. Только, в данном случаи мел выступает как лекарство от болей в животе. Почему так? В сущности никто толком и не ответит. Может, главную роль тут играет вера?
Крещение не отмечалось большими празднествами, кроме припадающей на него третьей кутьёй. Но и она называлась постной.
С этим праздником не связано никаких песен, гаданий, хороводов и специальных плясок. Так уж получилось. В противовес этому бытует очень много поверий и примет, связанных с Крещением.
Например, хозяева после богослужения старались прийти домой самыми первыми. Считалось, что, и урожай они соберут первыми. Сено, на котором во время Коляд стояла кутья, постепенно отдавали домашним животным, как средство от болезней и от не очень хорошего влияния ведьм.
Во дворах храмах тянутся длинные очереди за святой водой. Если человек по каким-либо серьезным причинам не может пойти на службу или живет в тысяче километров от ближайшей церкви, он может прибегнуть к целительной силе простой воды, взятой из обычного водоема в крещенскую ночь, хотя собственно святой такую воду считать нельзя. На праздник Крещения Господня вода в храмах освящается по особому чину - великим Иорданским освящением и называется крещенской. Есть такое греческое слово - «агиасма», переводится оно как святыня. И отношение к ней, к великой святыне, должно быть особое. Богоявленская вода. Свойства богоявленской воды

Вкушается она натощак, по ложечке, по чуть-чуть. Встал человек, перекрестился, испросил благословение у Господа на начавшийся день, умылся, помолился и принял великую агиасму. Если предписан прием лекарства натощак, то сначала принимают святую воду, а за ней и лекарство. А уж потом завтрак и прочие дела. Подвижники христианского благочестия называют освященную воду лучшим лекарством от всех духовных и телесных недугов. Часто духовники «прописывают» своим приболевшим чадам крещенскую водичку - каждый час по ложечке, с верой, конечно, а без веры хоть полканистры выпей. Ею и умывать больного можно, и постель кропить. Правда, женщинам в критические дни принимать крещенскую воду не благословляется. Но это если женщина в остальном здорова. А если она больна, то даже сие обстоятельство роли не играет. Крещенская вода да будет ей в помощь!
Есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой своё жилище с пением тропаря Богоявления. Крещенскую воду весь год употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры "дабы силу, здравие подкрепляющую, болезни исцеляющую, демонов прогоняющую и все вражие наветы отвращающую, возмогли мы получить от Бога". Святая вода. Молитва

При этом читается молитва: "Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь". При недугах или нападениях злых сил пить воду можно и нужно, не колеблясь, в любое время. Приметы на Крещение (Народные приметы)

По погоде, которая стояла на Крещение, люди пытались определить погоду будущего лета: если в этот день было холодно, то «жніво будзе сонечным і гарачым». Если Крещение выдалось ясным, солнечным и морозным, то говорили о возможности наступления горячего и жаркого лета. Говорили (сидя на печах): „Трашчы мароз, трашчы, ужо мінулі Вадохрышчы (второе название Крещения)" или «На Водахрышчы дзень цёплы – будзе хлеб цёмны». Опять же во всех этих поговорках, пословицах и приметах завуалирована надежда на богатый урожай. Это неудивительно, ведь от урожая полностью зависела жизнь крестьянина – будет ли он голодать после Коляд, аль нет.
Праздник Крещения Господня, или Богоявления, называется еще днем Просвещения и праздником Светов — от древнего обычая совершать накануне его (в Навечерие) крещение оглашенных, которое является, в сущности, духовным просвещением. Описание события Крещения дано у всех четырех Евангелистов (Мф. 3, 13-17; Мк. 1, 9-11; Лк. 3, 21-23; Ин. 1, 33-34), а также во многих стихирах и тропарях праздника. «Днесь Небесе и земли Творец приходит плотию на Иордан, Крещения прося безгрешный... и крещается от раба Владыка всяческих...». «Ко гласу вопиющаго в пустыне: уготовайте путь Господень (т.е. ко Иоанну) пришел еси, Господи, зрак рабий приим, Крещения прося, не ведый греха». Крещение Господа Иисуса Христа находится в самой тесной связи со всем Его Богочеловеческим делом спасения людей, оно составляет решительное и полное начало этого служения.
Христос Спаситель в Крещении дарует (водою) благодать «решительную душ и телес купно». Крещение Господне в деле искупления человеческого рода имело большое спасительное онтологическое значение. Крещение на Иордане источает смертным оставление, отпущение грехов, просвещение, воссоздание человеческого естества, свет, обновление, исцеление и как бы новое рождение (пакибытие).
«Новотвориши земнородныя, Нов Адам быв Содетель, огнем и Духом и водою странное совершая возрождение и обновление чудное... ». Крещение Христа в водах Иорданских имело не только значение символа очищения, но и преобразующее, обновляющее действие на естество человеческое. Погружением Своим в воды Иордана Господь освятил «все естество вод» и всю землю. Присутствие Божественной силы в водном естестве наше тленное естество (через Крещение) преобразует в нетленное. Крещение оказало благодатное действие на все двуединое человеческое естество — на тело и душу человека. «Духом души новотвориши, водою же освящаеши тело, сложеное, животна назидая (воссоздавая)... имеющим в себе жизнь вечную». Крещение Христа Спасителя было фактически предызображением и основанием данного после Его Воскресения и Вознесения таинственно-благодатного способа возрождения водою и Духом в таинстве Крещения. Здесь Господь являет Себя Основателем нового, благодатного Царства, в которое, по Его учению, нельзя войти без Крещения (Мф. 28, 19-20). «Со Мною аще кто снидет и спогребется Крещением, со Мною славы насладится и воскресения, — Христос ныне возвещает».
Трикратное погружение (каждого верующего во Христа) в таинстве Крещения изображает смерть Христову, а исхождение из воды — приобщение тридневному Его Воскресению. Христос Спаситель «от воды (крещением) таинственно Духом соделал ... многочадну Церковь, первее (прежде) безчадну».
При Крещении Господа во Иордане открылось людям истинное Богопочитание (религия), была явлена до тех пор неведомая тайна Троичности Божества, тайна о Боге Едином в трех Лицах, открылось поклонение Пресвятой Троице.
«Троица Бог наш, Себе нам днесь нераздельно яви: ибо Отец явленным (открытым, явным) свидетельством сродства (родство) возгласи, Дух же голубиным образом сниде с Небес, Сын Пречистый верх Свой Предтечи преклони... ».
В песнопениях всесторонне и трогательно описываются те переживания, которые испытывает Предтеча, увидев Христа, пришедшего креститься у него. Иоанн Креститель слушавшему его народу указывает на пришедшего Иисуса как на ожидаемого всем Израилем Христа — Мессию: «Сей, избавляяй Израиля, свобождаяй нас от истления». И когда Господь просил у него крещения, «Предтеча затрепетал и громко воскликнул: как светильник может освещать свет? Как раб возложит руку на Владыку? Спаситель, взявший на себя грехи всего мира, Ты Сам освяти меня и воды». «Хотя Ты и Младенец от Марии, — говорит Предтеча,— но я знаю Тебя, Предвечного Бога». И тогда Господь говорит Иоанну:
«Пророче, гряди крестити Мене, тебе создавшаго, и просвещающаго благодатию и очищающаго всех. Прикоснися Божественному Моему верху (головы) и не усумнися. Прочее остави ныне, ибо исполнить приидох правду всякую».
Крестившись от Иоанна, Христос исполнил «правду», т.е. верность и послушание заповедям Божиим. Святой Иоанн Предтеча принял от Бога повеление крестить народ в знак очищения грехов. Как человек, Христос должен был «исполнить» эту заповедь и, следовательно, креститься от Иоанна. Этим Он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а христианам на вечное время дал пример послушания воле Божией и смирения. В песнопениях широко использовано пророчество св. Псалмопевца (пс. 113) о том, что Иордан остановит свое течение «от Лица Господня». «Днесь псаломское пророчество конец прияти (исполниться) спешит: море бо, рече, виде и побеже, Иордан возвратися вспять, от Лица Господня, от Лица Бога Иаковля, пришедша от раба прияти Крещение».
«Иордан, видя крещающагося Владыку, разделяется и останавливает свое течение», — говорится в 1-й стихире на освящение воды. «Возвратися Иордан река вспять, не дерзая служити Тебе. Яже бо устыдеся Иисуса Навина, како Творца своего устрашится не имяше» Церковь устами творцов стихир приглашает верующих мыслью и сердцем перенестись к тому великому событию Богоявления, которое совершилось некогда на реке Иордан, чтобы возблагодарить за «благоутробие неизреченное» Христа, в «рабии зраце» пришедшего в мир спасти род человеческий.
Не забыла Церковь в предпраздничной и праздничной службе и великого служителя Христова и участника события — «Предтечу и Крестителя, и Пророка, и паче всех почтена пророк (из пророков)» — Иоанна. Заканчивая предпразднственное пение и начиная воспевать само великое событие праздника, Церковь обращается к Иоанну Предтече и просит его воздвигнуть молитвенно свои руки к Тому, пречистой главы Которого он касался этими руками на Иордане; Церковь просит Крестителя прийти и духом своим соприсутствовать нам, стать вместе с нами, «запечатаяй пение и предначинаяй торжество».

Просмотров: 7533 | Добавил: ilona | Рейтинг: 3.9/10
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Категории раздела
Сегодня материалов нет.
Валюта
Поиск
Календарь
«  Январь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 510
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0